Десять лет назад сегодня в первый полет китайский истребитель J-20 Stealth. Следующим может быть двухместный автомобиль

Десять лет назад сегодня в первый полет китайский истребитель J-20 Stealth.  Следующим может быть двухместный автомобиль

Ровно через 10 лет после своего первого полета Chengdu J-20, без сомнения, остается в центре внимания мировой общественности, когда речь идет о разработках китайских военных самолетов. В Китайской Народной Республике реактивный самолет, известный как «Могучий Дракон», также стал тотемом для быстро развивающегося высокотехнологичного оборонного сектора страны и связанной с ним авиационной промышленности. Многое произошло с момента первого сенсационного появления J-20 в конце 2010 года, включая появление второго стелс-истребителя, который еще не поступил на вооружение. Между тем, многие колонки были потрачены на попытки оценить вооружение и возможности J-20, его вероятный путь дальнейшего развития и даже его основную миссию. Теперь, похоже, следующей разработкой в ​​программе может стать двухместная версия как для тренировочных, так и для боевых задач.

Официальное видео, выпущенное недавно Китайской авиационной отраслевой корпорацией, или AVIC, материнским конгломератом, ответственным за Chengdu Aircraft Industrial Group, которая строит J-20, представляет собой созданную компьютером последовательность, показывающую построение двухместных версий истребителя. . Хотя ранее высказывались предположения о том, что такой вариант может быть разработан, это, по-видимому, первый раз, когда его концепция была замечена в каких-либо официальных изображениях.

Конечно, выпуск видео не является гарантией того, что двухместный J-20 находится в стадии разработки, или, если это так, что он появится в таком виде, как в этой компьютерной форме. Однако с годами программа J-20 преподнесла несколько сюрпризов.

Стоит помнить, что когда он впервые появился на взлетно-посадочной полосе в Чэнду, окрашенный в черный цвет J-20 был признан некоторыми западными наблюдателями в лучшем случае демонстратором технологий, а не первым стелс-истребителем в стране. Однако после некоторых незначительных изменений в конце 2016 года последовал ввод в эксплуатацию, и в настоящее время этот самолет находится в серийном производстве, так как это лишь третий такой малозаметный истребитель, который будет использоваться в любой точке мира.

Смотрите также:  Hyundai Kona N

Самой последней крупной разработкой, касающейся J-20, было постоянное внедрение собственной силовой установки в серийные самолеты. В то время как прототипы и ранние серийные партии были оснащены российскими ТРДД АЛ-31, в более поздних самолетах J-20A используется местный WS-10. Речь идет о двигателе WS-10C, версии, отличной от той, что используется в одномоторном многоцелевом истребителе Chengdu J-10C, с характерными зазубренными выхлопными лепестками, предназначенными для уменьшения поперечного сечения радара задней полусферы самолета (RCS ).

Сегодня западные источники оценивают количество J-20, построенных к концу 2019 года, примерно в 50, и эта цифра, вероятно, также включает предсерийные машины. Неподтвержденные китайские отчеты предполагают, что производственная мощность составляет 48 самолетов в год, но нет никаких свидетельств того, что эта цифра была достигнута. Однако Китай показал, что он может быстро производить большое количество военных самолетов, и эта цель вполне может быть достигнута в долгосрочной перспективе. Не менее важно то, что J-20 постепенно улучшался, в то время как производство продолжалось. В докладе, опубликованном в октябре прошлого года, аналитический центр Royal United Services Institute или RUSI заявил, что «последующие разработки, вероятно, увеличат его LO. [low-observable] характеристики и возможности датчика ».

Что касается двухместной версии J-20, это еще больше отличает самолет от его ближайших аналогов, американских F-22 и F-35, а также от российского Су-57 Felon, последний из которых не является пока что на передовой. Ни один из них не был построен в двухместном варианте, хотя Индия действительно искала двухместную версию Су-57, прежде чем она отказалась от планов совместного производства его с Россией.

При условии, что он оборудован двойным управлением, двухместный J-20, несомненно, станет полезной тренировочной платформой для пилотов, переходящих в тип с оперативным полком или, возможно, даже с тактическим учебным подразделением. Это также имело бы смысл с доктринальной точки зрения, поскольку большинство современных китайских истребителей также доступны как боевые двухместные истребители, в то время как другие были специально разработаны как двухместные ударные истребители.

Смотрите также:  40 лет спустя Aston Martin Bulldog получит еще один шанс присоединиться к клубу 200 миль в час

Более того, для боевых задач, которые J-20 может выполнять, второй член экипажа может быть особенно ценным. Западные аналитики давно ожидали, что J-20 будет обладать значительной дальностью полета, что позволит ему выполнять задачи с проникновением в противовоздушную атаку далеко в оспариваемое воздушное пространство, в том числе над Южно-Китайским морем. Два пилота помогут снизить утомляемость экипажа и лучше управлять боем во время сложных миссий, продолжающихся длительное время. Стремление Китая еще больше расширить диапазон J-20, даже если он предназначен только для паромных рейсов в отдаленные места, стало очевидным, когда в 2017 году был замечен пример с четырьмя массивными дополнительными топливными баками.

Когда он впервые появился, некоторые приписывали J-20 вероятную наступательную роль, возможно, включая удар, и хотя на сегодняшний день нет никаких доказательств этого, второй член экипажа также является полезным атрибутом для задач чисто противовоздушной обороны, особенно тех, которые большой продолжительности. Например, дальнее боевое воздушное патрулирование и охота за средствами умножения сил противника хорошо вписались бы в принятую в Китае стратегию запрета доступа / запрета на территорию и выиграли бы от двух членов экипажа.

В то время как традиционный офицер по системам вооружения на заднем сиденье может отвечать за все вооружение самолета и за то, как оно используется, а также за навигационную и штурмовую авионику, растущий интерес Китая к беспилотным боевым летательным аппаратам, или БЛА, предполагает, что условный J-20 может также служить в качестве контроллера беспилотных летательных аппаратов, управляя лояльными беспилотными летательными аппаратами типа ведомого или беспилотными летательными аппаратами.

Однако двухместный J-20 — не единственная потенциальная новая разработка истребителя-невидимки. Зона войны уже рассмотрел перспективы обсуждаемой версии J-20B, которая, вероятно, будет иметь модернизированные местные силовые установки, возможно, с элементами управления вектором тяги, а также увеличенную мощность. Вы можете узнать больше о возможностях этой версии здесь.

Смотрите также:  Незаменимый Isdera Commendatore 112i - суперкар с фарами Porsche и сердцем Pagani Zonda

Достижения, достигнутые на данный момент в первой китайской программе истребителей-невидимок, впечатляют по любым меркам, но особенно если вспомнить, что, когда она впервые появилась, на Западе было много скептицизма по поводу того, что J-20 является заслуживающей доверия конструкцией. Первый полет прототипа J-20 11 января 2011 года совпал с визитом в Китай министра обороны США Роберта Гейтса. Гейтс неоднократно преуменьшал способность Китая использовать такое оружие и предсказывал, что истребитель не будет готов к эксплуатации не ранее 2020-х годов.

Пока еще неизвестно, какие изменения принесет следующая итерация J-20, но, исходя из прошлого опыта, нельзя сбрасывать со счетов способность военной аэрокосмической промышленности Китая преподнести сюрприз.

Связаться с автором: thomas@thedrive.com

Перейти в источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: