БЕРЛИН. Кризис полупроводников, который ударил по автомобильному сектору, оставляет автопроизводителям перед жестким выбором: платить, делать запасы или рисковать остаться на обочине, поскольку производители микросхем сосредотачиваются на более прибыльном бизнесе в другом месте.
Производители автомобилей, в том числе Volkswagen, Ford и General Motors, сократили объемы производства, поскольку рынок микросхем был очищен производителями бытовой электроники, такой как смартфоны, — предпочтительные клиенты индустрии микросхем, поскольку они покупают более совершенные микросхемы с более высокой маржой.
Дефицит полупроводников — кремний на сумму более 800 долларов упакован в современный электромобиль — выявил разрыв между автомобильной промышленностью, испорченной десятилетиями своевременных поставок, и цепочкой поставок электронной промышленности, которую она больше не может подчинять своей воле.
«Автомобильный сектор привык к тому, что вся цепочка поставок сосредоточена вокруг автомобилей, — сказал партнер McKinsey Ондрей Буркацки. «Что было упущено из виду, так это то, что у производителей полупроводников действительно есть альтернатива».
Автопроизводители реагируют на нехватку, лоббируя правительства с целью субсидировать строительство дополнительных мощностей по производству микросхем.
В Германии Volkswagen указал пальцем на поставщиков, заявив, что своевременно предупредил их в апреле прошлого года — когда большая часть мирового производства автомобилей была остановлена из-за пандемии коронавируса — о том, что ожидается значительное восстановление спроса во второй половине года.
Эта жалоба производителя автомобилей № 2 в мире не сильно влияет на производителей чипов, которые говорят, что автомобильная промышленность одновременно отменяет заказы в условиях спада и требует инвестиций в новое производство при восстановлении.
«В прошлом году нам пришлось уволить персонал и взять на себя расходы по поддержанию простаивающих мощностей», — сказал источник одного европейского производителя полупроводников, пожелавший остаться неназванным.
«Если автопроизводители просят нас инвестировать в новые мощности, не могли бы они сказать нам, кто будет платить за эти неиспользуемые мощности во время следующего спада?»
НИЗКИЙ КЛИЕНТ
Автомобильная промышленность тратит на чипы около 40 миллиардов долларов в год — это примерно десятая часть мирового рынка. Для сравнения, Apple тратит больше на чипы только для производства своих iPhone, считает технический аналитик Mirabaud Нил Кэмплинг.
Более того, микросхемы, используемые в автомобилях, как правило, представляют собой базовые продукты, такие как микроконтроллеры, изготавливаемые по контракту на старых литейных заводах — вряд ли передовая производственная технология, в которую производители микросхем готовы инвестировать.
«Поставщики говорят:« Если мы продолжим производить эти вещи, им больше некуда деваться. Sony не собирается использовать их для Playstation 5 или Apple для своего следующего iPhone », — сказал Асиф Анвар из Strategy Analytics. .
Производители микросхем были удивлены панической реакцией немецкой автомобильной промышленности, которая убедила министра экономики Петера Альтмайера написать в январе письмо своему тайваньскому коллеге с просьбой к производителям полупроводников поставить больше микросхем.
Никаких дополнительных поставок не предвидится, при этом один немецкий промышленный источник шутит, что у американцев больше шансов получить больше чипов с Тайваня, потому что они могут хотя бы припарковать авианосец у побережья, имея в виду способность Соединенных Штатов проецировать силу на Азия.
Ближе к дому источник на другом европейском производителе микросхем выразил недоверие к тому, что один автопроизводитель плохо понимает, как он работает.
«Нам позвонил один производитель автомобилей, который отчаянно нуждался в поставках. Они сказали: Почему бы вам не запустить ночную смену, чтобы увеличить производство?» этот человек сказал.
«Они не поняли, что мы с самого начала работаем в ночную смену».
НЕТ БЫСТРОГО ИСПРАВЛЕНИЯ
В то время как Infineon, ведущий поставщик микросхем для мировой автомобильной промышленности, и Роберт Бош, ведущий поставщик запчастей первого уровня, планируют ввести в эксплуатацию в этом году новые заводы по производству микросхем, шансы на сокращение дефицита поставок в ближайшее время невелики.
Специализированные производители микросхем, такие как Infineon, передают на аутсорсинг производство автомобильных микросхем контрактным производителям во главе с Taiwan Semiconductor Manufacturing Co Ltd (TSMC), но азиатские литейные предприятия в настоящее время отдают предпочтение производителям высокотехнологичной электроники, поскольку они сталкиваются с ограниченными производственными мощностями.
В более долгосрочной перспективе отношения между производителями микросхем и автомобильной промышленностью станут более тесными, поскольку электромобили получают более широкое распространение и развиваются такие функции, как вспомогательное и автономное вождение, требующие более совершенных чипов.
Но в краткосрочной перспективе не существует быстрого решения проблемы нехватки чипов: по оценкам IHS Markit, время, необходимое для доставки микроконтроллера, удвоилось до 26 недель, а дефицит достигнет предела только в марте.
По словам IHS Markit, это ставит под угрозу производство 1 миллиона легковых автомобилей в первом квартале. Руководители и аналитики европейской индустрии чипов согласны с тем, что предложение догонит спрос только в конце года.
Нехватка чипов имеет «эффект снежного кома», поскольку автопроизводители не используют некоторые возможности для определения приоритетов в создании прибыльных моделей, сказал Анвар из Strategy Analytics, который прогнозирует падение производства автомобилей в Европе и Северной Америке на 5-10% в 2021 году.
Глава франко-итальянского производителя микросхем STMicroelectronics Жан-Марк Чери прогнозирует, что до середины года ограничения производственных мощностей коснутся производителей автомобилей.
«До конца второго квартала отрасли придется управлять запасами на минимальном уровне», — заявила Чери на недавней конференции Goldman Sachs.